Будьте упорны и абсолютно педантичны в требовании от такой пациентки четкой и конкретной формулировки ее ожиданий результатов операции. Обязательно документируйте и заверяйте ее подписью.
Не скрывайте рисков самого оперативного вмешательства, не преуменьшайте возможные осложнения и сроки восстановительного периода. Может быть, стоит подчеркнуть, что операция — это только первый этап, вслед за которым следует не менее важный реабилитационный период, во время которого малейшее отклонение от ваших рекомендаций приведет к необратимым результатам.
Лучше пусть испугается и откажется от операции, особенно, если есть проблемы с реализацией пункта 2, чем будет игнорировать ваши рекомендации в послеоперационном периоде, а потом во всем обвинит вас.
В послеоперационном периоде будьте как можно внимательнее. Уделяйте ей в два раза больше профессионального внимания. Как можно чаще повторяйте, что это ваша лучшая операция и результат будет превосходным. Подчеркивайте продолжительность и важность реабилитационного периода, и неукоснительное соблюдение ваших рекомендаций в этот период.
Помните, что такие пациентки отличаются повышенной внушаемостью, и лучше, чтобы эти внушения исходили от вас, чем от какой-нибудь непримиримой подруги.
Обязательно в реабилитационный период назначьте ей консультацию высокопрофессионального вменяемого психотерапевта, мотивировав эту консультацию тем, что психотерапевт научит ее приемам саморегуляции, которые ускорят процесс восстановления.
На самом деле, грамотный психотерапевт сможет взять на себя процесс упорядочивания внутренних проблемных установок пациентки, поможет ей сформирует новые ценностные ориентиры. По сути, нейтрализует личностный негативизм пациентки относительно своих «спасителей». А что может быть приятнее для профессионала, как ни слова благодарности, тем более от таких проблемных пациентов.
Коллеги-хирурги! Творите телесную красоту! А о душевной позаботимся мы — ваши коллеги-психологи.