Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, данных об IP-адресе и местоположении, помогающих сделать его удобнее для вас.

Сложный подросток или трудный родитель?

Кутузова Надежда, практический психолог
Доверие — это ощущение безопасности, помноженное на уверенность в том, что тебя понимают и принимают. Исходя из этого составлены следующие практические рекомендации по созданию доверительных детско-родительских отношений.

ДОШКОЛЬНИК:
С ним нужно играть. Но играть правильно, для того чтобы ребёнок получил ваше внимание и присутствие. Всего 10 минут в день заложат основу ваших доверительных отношений и наполнят ребёнка чувством защищенности. Эти методы используют психологи при работе с непослушными детьми.
Основные правила полезной игры:
1. Ребенок-ведущий, вы-ведомый. Вы не проявляете никакой инициативы, не задаете вопросов и ждете, когда он начнет играть и в точности копируете его действия. Если он ничего не делает, вы сидите в нирване, молчите и ждете столько, сколько нужно для того чтобы он поверил в себя и начал действовать.

Когда он начал играть:

2. Вы начали копировать его и говорить без остановки. Но не просто так. В разговоре используются три инструмента: отражение, общая похвала, конкретная похвала.
- Отражение.

Пример: сейчас ты строишь красивую пирамидку, берёшь синий кубик, ведёшь зайчика к лисичке, они начинают дружить. То есть вы просто констатируете действия, описываете их безоценочно и без вопросов. Если взять за 100% все время игры, отражение составляет 60−70%.

— Общая похвала.

Пример: какой ты молодец! Умница! Я тобой горжусь! Ты хороший мальчик! Я рад за тебя! Ты смелый! Ты аккуратный! Ты бережливый! Ты внимательный! Ты умный! То есть вы подчеркиваете разные ПОЗИТИВНЫЕ качества личности ребенка. Если на ваш взгляд, в ребенке недостаточно аккуратности или внимательности — хвалите за это в два раза чаще, используя малейший повод, как садовник, сажающий семена желаемых качеств. Обращаясь с ребенком так, как будто это уже есть, вы мягко помогаете ему изменится в нужную сторону. Доля общей похвалы в игре 10−15%.
- Конкретная похвала.

Пример: ты построил красивый дом; как ловко ты разложил кубики, как настоящий архитектор; ты аккуратно убрал игрушки; красиво выложил мозайку; интересно составил паровозик. Количество времени для конкретной похвалы 30−15%.

Во время игры вы не замолкаете ни на минуту. Если ваш ребёнок берет машинку и везёт её вы тут же берёте другую машинку и начинаете её везти, приговаривая: как ловко ты везёшь машинку, ты везёшь её в гараж, какой ты молодец. Таким образом вы ведомый в игре, даете ребёнку внимание, ощущение что его заметили, укрепляете самооценку замечая и подмечая малейшее успехи, даже на том месте где их, казалось бы, быть не может. Формула терапевтической игры такая: 3−4 отражения, 1−2 две конкретной похвалы, одна общая похвала. Попробуйте поиграть таким образом 5 минут и если устанете как будто разгрузили вагон с углём — в ваших отношениях много дисфункциональных моделей общения.
Если игра далась легко, вы точно повторяли все что делает ребёнок, спокойно ждали, когда он начнёт делать если не делал ничего, говорили по формуле, не замолкали, то ваши отношения тёплые, бережные, поддерживающие, вы превзошли Макаренко и рекомендации этой статьи вам не нужны.
Для всех остальных, обычных родителей:

Традиции. Как способ добавить в отношения ясность, надежность и предсказуемость. А значит, укрепить доверие и сделать ребенка эмоционально устойчивым и адаптивным. У разных народов есть много традиций, связанных с детьми. Не пренебрегайте опытом поколений. Совместная лепка пельменей, вышивание, воскресные семейные ужины или рыбалка по выходным — выбирайте что-то свое. Но есть одна особенно ценная — чтение и рассказ сказок. Не заменяйте свое присутствие аудиокнигой. Во момент проговаривания сказки родитель удовлетворяет много детских потребностей, на которых сейчас не буду останавливаться. А для доверия образуется место и время формирования главного инструмента — дружеского нейтрального разговора на сложные темы. Сюжеты сказок — поле, на котором ребенок понимает законы реальности. Примеры героев — возможность бережно донести свою точку зрения, «в стороне» от пока еще не сформированной идентичности ребенка. Это станет большим шагом к здоровым отношениям.
Когда ребёнок подросток.

С ним нужно разговаривать и замечать его личность. Но не так, как в большинстве это делают родители. В числе моих клиентов много подростков и как вы думаете, о чем они мечтают? Нет, не об айфонах и брендовых вещах. Самая заветная мечта почти взрослого человека — чтобы с ним поговорили по душам и сказали, что любят. Им не важны пятёрки, деньги и успех, если нет общения на равных, и они не чувствуют себя нужными. Не помогают воспитательные сентенции, и указания что делать. Они бесполезны и вредны.
Что работает?

1. ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР. Как ни сложно признать, дети — наше зеркало, беспристрастно показывающее все, что в нас живет, даже если мы не хотим это видеть. Если родители ничем не увлечены и «тянут лямку» — почему ругают сына за уход из реальности в гаджеты? Через вас он сможет научится получать удовольствие от жизни? Нет друзей? А вы смогли стать ему другом, показав пример дружбы в семье? Прежде чем накидываться на подростка с упреками честно изучите ту область своей жизни, которая «проседает» у него. Иногда достаточно измениться всего одному родителю, и проблема подростка уходит сама по себе.

2. ОНИ ХОТЯТ, чтобы вы увидели в них отдельных людей, со своими мечтами, заблуждениями, бедами и победами. Они ждут Вашего интереса к их мнению по всем вопросам.

И чаще всего это оказывается лучшей терапией от большинства проблем, и многих телесных болезней тоже.

Советуйтесь с ними, даже если кажется, что ничего толкового не скажут. Во-первых, скажут, во-вторых, это укрепляет самооценку любого человека, а подросток тоже человек (если кажется, что это не так, это всего лишь кажется).

Гладьте его. Маленький ребенок нуждается в телесных поглаживаниях, подрастающий — в моральных. Хвалите за любые достижения, за просто сделанное, будьте щедры на слова, и замечайте то, что он делает. Самое страшное чувство для ребенка любого возраста «я прозрачный». Самое распространенное заблуждение родителя «если сделал что нужно, зачем об этом говорить».
Какими фразами разговаривать с подростком чтобы он хотел с вами разговаривать.

Для безопасности:

Я буду стараться тебя понять. Ты для меня важен. Я буду с тобой в любой ситуации. Я буду на твоей стороне. Ты можешь обратиться ко мне за помощью, и я не буду осуждать тебя и останусь спокойным. Я могу сердиться на твои поступки, но продолжу тебя любить. Ты можешь злится на меня. Ты – мой сын/дочка, а я – твой родитель. Я знаю, что в душе ты меня любишь. Я не идеальный родитель, но сделаю лучшее из того что могу.

Для близости:

Я скучаю по тебе, когда мы долго не видимся. Я думаю о тебе. Ты мне дорог. Моя жизнь лучше от того что в ней есть ты. Береги себя. Поддерживаю тебя. Если ты так чувствуешь – значит это правильно. Я верю в тебя. У тебя все получится. Ты не обязан быть идеальным ребёнком и прожить идеальную жизнь. Для меня ты лучший. Ты имеешь право ошибаться. Я уважаю твой выбор. Ты хороший (умный, смелый, честный и тд). Я тебя люблю.

Очень простые слова, которые иногда сложно произносить. Кажется, что они избалуют подростка, превратят его в монарха. Это не так. Наоборот, когда созданы добрые отношения - мы боимся их потерять и ради этого готовы постараться. Дети любого возраста не исключение.

Делегируйте ребенку его жизнь.

Как только научился держать ложку – не кормите с ложки. Как только научился делать уроки – не контролируйте. Замечайте, поддерживайте, хвалите, помогайте, интересуйтесь, уточняйте, но не преследуйте. Чем больше преследования и контроля – тем меньше собственного желания, доверия и способности к самоорганизации. Тем сильнее контроль, круг замкнулся.
Некоторые родители боятся увеличить степень доверия.
В памяти живет образ малыша, не способного накормить себя и одеть. При мысли отдать ответственность подростку за его поступки, учёбу, жизнь — в голове возникают страшные фантазии о печальной судьбе наследника без присмотра. Ничего общего с реальностью они не имеют. Как раз наоборот, чувствуя доверие подросток старается его оправдать, ну, а если не оправдывает и упускает что-то — важно поддержать его и дать понять, что ни одна ошибка не катастрофа.

Если контроль ослабить не удается и сердце сжимают колючие тиски тревоги — добро пожаловать к психологу, разбираться что на самом деле вас пугает.

В большинстве случаев никакого отношения к наследнику причины не имеют. И чем раньше вы поймёте источники проблем, тем лучше будут ваши отношения с собой и тем больше возможностей доверять ребенку.
Поделиться статьёй
ДРУГИЕ СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.
Подписывайтесь, чтобы узнавать о моих новых статьях.
Нажимая "Подписаться" вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности.